Пользовательского поиска

суббота, 28 ноября 2009 г.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Ныне становится очевидным, что эффективная социальная по-литика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Это означает, что функция социаль-ного менеджмента дифференцируются по трем уровням.

 Первый уровень – государство разрабатывает социальные стан-дарты и нормативы, которые гарантируются населению, независимо от их территориального проживания (минимальный прожиточный уровень, доступ к образованию, медицинское обслуживание, обеспе-ченность, продуктами питания), что закрепляется в определенных правовых нормах.

Второй – регионам делегируются ресурсы и властные полномо-чия для гарантирования населению социальных благ (потребительская «корзинка», душевой и семейный доход и т.п.), которые они исполь-зуют в соответствии с имеющимися социально-экономическими воз-можностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают «качество жизни» своих членов, предоставляя им возмож-ности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных по-требностей. Следовательно, необходима разработка социальной поли-тики на региональном уровне.

Органически объединить деятельность федеральных органов с самодеятельностью мест таким образом, чтобы последние приняли разработки первых и включались в осуществление программ Центра, можно следующим образом.

■ Общие принципы федеральной политики должны разрабатываться при прямом и непосредственном участии самих регионов.
■ На основе общих принципов и углубленных научных исследова-ний в каждом регионе обосновывается собственная социальная концепция развития и возрождения территории.
■ Две ветви политики (региональная и федеральная) имеют меха-низм согласования, взаимодействия.
В связи с этим в федеральном проекте, например, научно-технического возрождения регионов, полезно обеспечить не только основные направления его развертывания, но и механизм реализации:
  • местные органы власти как субъекты политики активно участ-вуют в обсуждении и разработке проекта, сами планируют строительство научно-хозяйственных комплексов, развивают ме-стную промышленность, инфраструктуру, привлекают коммер-ческие структуры, иностранные инвестиции наряду с федераль-ными органами;
  • акцент делается на самофинансирование и самоуправление. Это позволяет местным органам вступать в прямой контакт с боль-шой наукой, новым техническим пространством и постепенно из-бавляться от комплекса провинциальности, формировать совре-менную управленческую культуру и конструктивный стиль мыш-ления, что загружает регион реальной и перспективной работой, уменьшает недоверие к Центру;
  • особенности реализации политики в регионах - направленность на ликвидацию монополизма, на развитие средних и мелких предпри-ятий с высокой специализацией наукоемких отраслей, контакт-ных производственных единиц, не требующих больших террито-рий, площадей, крупных энергоресурсов, меньше загрязняющих ок-ружающую среду и наиболее отвечающих встревоженному сего-дня общественному мнению, чувствительно относящемуся к воз-можной угрозе ухудшения экологической обстановке в регионах;
  • посредством средних и мелких предприятий опора на современную организационно-управленческую структуру, создание большей мо-бильности в управлении ресурсами, следовательно, оздоровление в перспективе консервативной системы управления в регионах, на-ращивание ее наукоемких источников, существенных сдвигов в управленческом стиле мышления кадров (в инновационном режи-ме управления);
  • в создании и проектировании современной инфраструктуры, когда центр тяжести переносится на научные исследования, развитие информационных систем, подготовку кадров, воплощение в соци-альной инфраструктуре современных идей градостроительства, сочетание архитектурных проектов с окружающей природной средой, с местными традициями, бытовыми и национальными особенностями;
  • возникающие «технополисы», поддерживая в первое время непо-средственную связь с фундаментальной наукой, преимущественно ориентируются на прикладные исследования, добиваясь быстрого внедрения новых технологий в производство.
  • Правительственные и общественные структуры разрабатывают и предлагают регионам пути реализации региональной, социальной политики:
  • создание базы стабильных налоговых поступлений;
  • выдвижение перспективных и привлекательных "идей для местного населения;
  • обоснование конкурсных условии о выдвижении регионов, желаю-щих участвовать в реализации проекта;
  • разработка принципов отбора кандидатов для участия в проекте ускорения регионального развития. (С этой целью министерствами, ведомствами совместно с органами самоуправления в регионах вы-рабатывается конкретный механизм реализации принципов отбора, проводится конкурс кандидатов, утверждаются представляемые в местные органы планы развития «технополисов».
Федеральное правительство осуществляет косвенное финанси-рование ускорения научно-технического развития в регионах посред-ством разработки научно-технического проекта, осуществления нало-говых, кредитных льгот и приоритетов, поощрения предприниматель-ской деятельности, более полного использования внутренних ресур-сов территорий. Специальная финансовая помощь оказывается сред-ним и мелким фирмам, участвующим в реализации проекта. Цен-тральным банком (по специальной программе) предоставляются льготные кредиты предприятиям, центрам , содействующим развитию «технополиса».

Правительство осуществляет прямое субсидирование местных органов самоуправления, активно наращивающих интеллектуальный потенциал регионов, развивающих научно-технические и гуманитар-ные центры региональных исследований и прогрессивные разработки. Федеральному финансированию подлежит вся интеллектуальная про-грамма и организационная работа по созданию «технополисов». Кро-ме того, создается специальный координационный центр, куда входят представители местных властей, правительственных органов, бизнеса и науки. Возможны подкомитеты в органах местного самоуправления, которые стимулируют и координируют развитие различного рода ме-стных движений по возрождению территорий, ассоциаций, обществ содействия техническому прогрессу, местных бизнесменов, ученых, политиков и журналистов.

При таком подходе возможна реальная оценка управленческой ситуации как на региональном, так и федеральном уровнях – какие процессы являются управляемыми и в какой мере, каковы новые функции их регулирования, новые структуры управления?

Третий уровень – муниципальные сообщества, органы местного самоуправления, которым Центр и субъекты федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность. Необходима инновационная стратегия развития местных сообществ, которая позволяет максимально использовать са-модеятельность населения в области более разумного использования местных ресурсов. Существуют различные способы: развитие муни-ципальной собственности и местного хозяйства, получение иностран-ных и государственных кредитов.

Сегодня учеными разработана и успешно осуществляется целая система мер в этой области в рамках Программы социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН) (она одоб-рена Федеральным Собранием Российской Федерации и рекомендова-на региональным и муниципальным образованиям для внедрения).

Следует заметить, что на разных этапах существования СССР вопросам социального обустройства населения уделялось особое внимание. Однако результаты были недостаточными: действовал уравнительный принцип распределения ресурсов и средств на соци-альные нужды, наблюдалось серьезное отставание в ряде регионов от существующих социальных нормативов, минимального потребитель-ского бюджета, допустимых норм загрязнения окружающей среды и т. п. Программы и проекты часто не имели материально-финансового обеспечения, четкого механизма реализации, а потому носили про-жектерский характер. В то же время сегодня многие из перечислен-ных недостатков социальной политики усугубились: механизма зара-батывания средств на социальные нужды пока не сложилось, наблю-дается тенденция полного отказа от соблюдения минимальных соци-альных гарантий и прав населения. Регионы же практически не ис-пользуют имеющиеся местные ресурсы на социальные нужды. Иначе говоря, сегодня эффективный механизм социальной защиты интере-сов населения России почти отсутствует. Стабилизировать общество, увести его от взрывоопасной черты и деградации возможно, разрабо-тав и предложив обществу целенаправленную и сбалансированную социальную политику как на федеральном, так и на региональном уровнях.
С учетом вышеизложенного сформулируем ряд принципов и первоочередных критериев, направленных на социальное возрожде-ние нашего общества.

1. Создание рыночного хозяйства - не цель, а средство обеспе-чения достойной жизни каждому гражданину. Поэтому, вводя рыноч-ные механизмы, государство, в первую очередь, должно обеспечивать меры социальной защиты населения, выделять социальные приорите-ты на всех уровнях управления.

2. Социальное оздоровление общества возможно лишь с изме-нением систем и принципов социальной защиты населения, осуществ-ление должно находиться под гласным контролем общества, вклю-чающим все социально-политические институты. В Конституцию Российской Федерации необходимо внести пункт о безусловных ми-нимальных социальных гарантиях для населения, мерах его социаль-ной защиты, об ответственности властных структур за уровень благо-состояния своих граждан.
3. Разработать механизмы и критерии, экспертные оценки имеющихся ресурсов для удовлетворения социальных нужд, на осно-ве депутатских запросов, требований парламентских фракций. На-стаивать на гласном отчете правительства перед вновь избранным парламентом о результатах проводимой социальной политики, изло-жить ее принципы и характер реализации.

4. Поддержка отечественного промышленного и сельскохозяй-ственного производства, науки и культуры. Совокупные ресурсы страны (экономические, научно-технические, интеллектуальные, при-родные и т.д.) должны быть поставлены на службу социальным нуж-дам граждан.

5. Важно, чтобы социальные приоритеты лежали в основе бюд-жетной, налоговой, инвестиционной политики. Обеспечить опреде-ленный контроль за системой мер формирования фондов заработной платы (в том числе руководителей субъектов хозяйствования) за коммерциализацией здравоохранения, науки, культуры, образования.

6. Обеспечение минимального прожиточного уровня жизни, «потребительской корзины» - одно из главных направлений в регио-нальной политике (низкооплачиваемые работники непроизводствен-ной сферы, пенсионеры, студенты, многодетные семьи и т.д.). Через систему развития городского и коммунального хозяйства и транспор-та формировать новые рабочие места и одновременно повышать уро-вень обслуживания населения. Поднять дееспособность государства в борьбе с преступностью, коррупцией, наркобизнесом, обеспечить безопасность и защищенность граждан.

7. На федеральном уровне важно дать социально-экономическую оценку политики приватизации, обеспечить ее прове-дение с позиции приоритетных интересов государственной собствен-ности. Приватизация - не цель, а средство решения экономических и социальных вопросов.

8. Создание системы занятости населения и переквалификации работников. Разработать и реализовать ряд социальных программ по поддержке семьи, молодежи, материнства и детства, укреплению здо-ровья людей и др.

9. Не менее важной задачей в управлении социальными процес-сами является разработка критериев "бедности" с целью обеспечения балансовых нормативов в системе условий существования всех групп населения и предотвращения резкой поляризации в регионах и в об-ществе в целом.

10. С помощью налоговых и иных экономических рычагов не-обходимо стимулировать сохранение и создание рабочих мест в ре-гионах, в том числе и на территориях, где наметился резкий спад про-изводства или закрытие предприятий ВПК.

Без решения этих первоочередных социальных задач на феде-ральном и региональном уровнях нет шанса стабилизировать общест-во, снять социальное напряжение в настоящем и будущем, преодолеть социальную индифферентность к проводимым реформам и предот-вратить акты гражданского неповиновения.

Проводя в жизнь перечисленные приоритеты социальной поли-тики, возможно создание демократического государства, представ-ляющего и адекватно выражающего коренные интересы граждан, а также социально ориентированного и надежно контролируемого госу-дарством рынка. Должны быть четкие границы (главная из них - соци-альное самочувствие людей), несоблюдение которых обусловливает правительственный кризис и уход всего кабинета в отставку. Неспо-собность государственных структур разработать и реализовать курс на социальное обустройство общества должна быть сигналом не к кон-фронтации, усилению гражданского противостояния, а к немедленной автоматической смене всей государственной команды.

Найти механизмы управления социальной сферой в условиях российского общества в принципе нетрудно. Значительно более слож-ным представляется поиск связей между складывающимися движу-щими силами общества и их интересами в процессе общественных преобразований. Ибо именно эти движущие силы с их интересами, профессионализмом, мировоззрением и отношением к собственности будут определять и обеспечивать реализацию государственной соци-альной политики.

Решающей предпосылкой формирования научно обоснованной социальной политики, достаточно отражающей интересы всех слоев населения, является состояние балансов между центральными госу-дарственными и региональными органами власти и органами местно-го самоуправления, прежде всего в сфере экономики, финансовой, на-логовой, пенсионной, экономической политики. В связи с этим все попытки суверенизации (обособления) отдельных территорий в рам-ках одного государства - это социально опасная политика, прежде все-го для граждан, проживающих на данных территориях.

Состояние социальной сферы складывается из многих факторов, игнорирование хотя бы одного из них разрывает формирующуюся систему благополучия в обществе. Так, сведение социальной полити-ки лишь к какой-либо одной социальной функции (пенсионному обеспечению, заботе о малоимущих и т.п.) без учета всех остальных, определяющих в целом жизненный уровень граждан, свидетельствует о слабости самой государственной социальной политики.
Основными факторами (условиями), обеспечивающими соци-альное равновесие между слоями и территориями общества, являются:
  • природно-климатические условия на данной территории;
  • государственное устройство и отношения субъектов в системе государственного управления;
  • характер (в системе законодательных отношений) экономической свободы субъектов регионального управления;
  • развитие внутреннего рынка, внешнеэкономических связей государ-ства (субъекта государственных отношений);
  • степень развитости предметов и орудий труда, производства в целом;
  • состояние межрегиональных экономических и этнокультурных связей в рамках государства;
  • степень выражения интересов регионов в представительных и ис-полнительных центральных и региональных органах власти;
  • наличие научных основ (моделирование, прогнозирование, альтер-нативность решений) социального управления в масштабах госу-дарства;
  • наличие самостоятельной региональной социальной политики;
  • степень развитости регионального маркетинга, потребностей и возможностей их удовлетворения с помощью всех источников со-циального обеспечения в регионе и в государстве.
Учет указанных факторов при разработке и реализации общего-сударственной и региональной социальной политики - решающее ус-ловие обеспечения интересов всех слоев населения. При этом госу-дарственные органы власти должны создавать максимальные условия развития для всех форм собственности, в первую очередь для феде-ральной, как главного источника общенационального богатства. Представляется, что основной причиной ухода с политической арены не только того или иного правительства, парламента, президента, но и общественно-политического строя является прежде всего отсутствие или слабый учет факторов социальной сферы общественного разви-тия. Руководители государств должны действовать не во имя своих личных или клановых интересов, ущемляющих права большинства членов общества, а в интересах большинства граждан. Тогда в обще-стве царит социальная справедливость, гражданский мир и согласие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий