Восточная философия утверждает, что жизнь человека протекает не только из настоящего в будущее. В определенном смысле она осуществляется и в направлении из будущего в настоящее. Суть этого утверждения заключается в том, что наше будущее в значительной степени зависит от того, каким мы его себе представляем. Иначе говоря, к людям с большей степенью вероятности приходит именно то будущее, которое заранее формируется в их сознании и подсознании.
Современная наука постепенно убеждается в справедливости этого философского утверждения. Благодаря развитию синегретики сегодня мы знаем, что окружающий нас мир случаен в своей первооснове. Поэтому и будущее не является строго определенным. Оно вариативно. И то, какой именно сценарий будущего в действительности будет реализован, зависит от многих, порою весьма слабых воздействий и факторов.Эта особенность сложных самоорганизующихся систем особенно ярко проявляется в критические, переломные периоды их развития. Современная цивилизация по всем характерным признакам переживает именно такой период. Поэтому именно сейчас наступило благоприятное время для проявления научной и социальной активности. Именно сейчас эта активность может оказаться действительно полезной и эффективной. И кто знает, может быть именно Ваши усилия станут тем спасительным толчком, который, дополняя усилия других наших современников, и направит дальнейшее развитие цивилизации по более или менее безопасной новой траектории.
Ведь теперь уже стало понятным, что все сегодняшние проблемы — это последствия нашей собственной деятельности. Тех действий которые мы предприняли (или не предприняли) в недалеком прошлом. Это закономерные результаты нашего собственного эгоизма, который в человеке самым поразительным образом сочетается с полнейшим пренебрежением к своему будущему, если оно требует от него заметных усилий.
На этот психологический парадокс указывал еще известный психолог и социолог ХХ века Эрих Фромм, когда рассматривал проблему нежелания людей хоть скольконибудь серьезно задуматься о приближающейся экологической катастрофе. Почему это с людьми происходит? Почему здесь не срабатывает генетически заложенный в нас инстинкт самосохранения?
Рассматривая эту проблему, Э. Фромм указал в ней на два основных фактора:
Рассматривая эту проблему, Э. Фромм указал в ней на два основных фактора:
1. неинформированность людей в результате недостаточной их образованности, а также вследствие сознательного сокрытия правительствами ряда стран весьма важной и социально значимой экологической информации;
2. неосознаваемую людьми защитную реакцию их психики, которая путем игнорирования самой проблемы пытается оградить человека от неприятных для него размышлений и, главное, — действий.
В определенном смысле это напоминает поведение человека, у которого давно болит зуб, но который даже и думать не хочет о том, чтобы обратиться к врачу, надеясь, что все какнибудь само собой рассосется.
Хотелось бы подчеркнуть, что страх перед будущим, боязнь нововведений и стремление любыми способами сохранить уже существующую ситуацию являются весьма характерными чертами психики человека. Именно эти его качества и являются психологической основой социального традиционализма. Задумайтесь о причинах возникновения закрытых обществ и тоталитарных режимов и Вы поймете, что их психологическим фундаментом всегда являлись опасения людей перед возможными социальными изменениями, их страх перед будущим.
Люди готовы поступиться многим для того, чтобы сохранить «статускво», свое уже достигнутое положение, так как всегда опасаются, что «дальше будет еще хуже». История показывает, что этим их свойством часто пользуются харизматические лидеры, которые добиваются формирования тоталитарных режимов и установления личной власти прикрываясь идеей сохранения национальных или религиозных традиций.
Люди готовы поступиться многим для того, чтобы сохранить «статускво», свое уже достигнутое положение, так как всегда опасаются, что «дальше будет еще хуже». История показывает, что этим их свойством часто пользуются харизматические лидеры, которые добиваются формирования тоталитарных режимов и установления личной власти прикрываясь идеей сохранения национальных или религиозных традиций.
Однако высокий динамизм глобальных процессов в своевременном мире делает такие режимы не только бесперспективными, но и несостоятельными уже сегодня. Ведь они по своей идеологической сущности принципиально не способны мобилизовать людей на поиск новых решений, которые были бы адекватными тем новым проблемам, которые ставит перед людьми будущее. Многие из этих проблем не могут быть решены условиями одного, пусть даже очень сильного государства. Для их решения нужны объединенные усилия нескольких государств и даже всего мирового сообщества.
И все же самая сложная проблема современности связана с необходимостью радикальной перестройки общественного сознания в части отношения людей в проблемам будущего.
Ведь наиболее распространенная в современном обществе жизненная позиция людей по отношению, к своему будущему может быть кратко охарактеризована следующими тремя тезисами: «А нам все равно. На наш век хватит. После нас — хоть потоп».
Ведь наиболее распространенная в современном обществе жизненная позиция людей по отношению, к своему будущему может быть кратко охарактеризована следующими тремя тезисами: «А нам все равно. На наш век хватит. После нас — хоть потоп».
Однако, как показывает анализ, эта позиция в современных условиях глубоко ошибочна в своей основе по всем трем тезисам. Начнем с тезиса: «На наш век хватит». Глобальные исследования состояния природных ресурсов нашей планеты показывают, что эти ресурсы катастрофически быстро истощаются. И происходит это не только благодаря происходящему сейчас демографическому взрыву, но, главным образом, вследствие неуправляемого общемирового технологического развития. При этом главными потребителями ресурсов являются промышленно развитые страны, хотя их доля в общей численности населения земного шара уже сегодня сравнительно невелика, а в дальнейшем будет еще меньше в результате быстрого роста населения стран юговосточной Азии и Африки.
По некоторым данным сегодня житель Соединенных Штатов Америки потребляет в год в 300 раз больше энергии, чем житель Индии. И в ближайшие годы это соотношение, вероятнее всего, сохранится, хотя и в развивающихся странах стремление людей к жизни по стандартам Запада становится все более заметным. Немалую роль в развитии этого стремления играет процесс глобализации культуры и, в особенности, развитие глобальных систем телевидения.
Таким образом, первый тезис мировоззренческой позиции современного обывателя является несостоятельным. Ресурсов планеты на всех ее жителей не хватит. Тем более, что количество этих жителей по оценкам экспертов Организации Объединенных Наций ежегодно увеличивается на 240 тыс. человек. Образно говоря, каждые 40 дней на нашей планете возникает еще один новый мегаполис, по численности равной городу Москве.
Таким образом, первый тезис мировоззренческой позиции современного обывателя является несостоятельным. Ресурсов планеты на всех ее жителей не хватит. Тем более, что количество этих жителей по оценкам экспертов Организации Объединенных Наций ежегодно увеличивается на 240 тыс. человек. Образно говоря, каждые 40 дней на нашей планете возникает еще один новый мегаполис, по численности равной городу Москве.
По прогнозам экспертов ООН общая численность населения Земли уже в октябре 1999 года достигнет значения в шесть миллиардов человек, а к 2050 году на нашей планете будет проживать уже 10 млрд. жителей. Однако есть и другие точки зрения. Так, например, по расчетам вицепрезидента Российской академии естественных наук С.П. Капицы в ХХI веке на нашей планете будет проживать уже около 14 миллиардов человек, т.е. в 2,5 раз больше, чем сегодня.
Это ставит перед человечеством целый ряд новых проблем. Причем не только ресурсных, но и моральноэтических. Нам придется научиться жить вместе. Жить бесконфликтно, проявляя терпимость и уважение к людям другой расы, другой религии и иных убеждений. Это еще один серьезный вызов, который бросает нам будущее.
Второй тезис обывателя: «После нас — хоть потоп!», также оказывается несостоятельным. И в первую очередь, по экологическим соображениям. Историки утверждают, что автором этой крылатой фразы является король Франции Людовик ХIV. Но Людовик мог так говорить. Ведь он жил в Средневековье, когда об экологических проблемах и речи не было, поскольку не было и самих этих проблем. Сегодня же ситуация совершенно иная. Грозные признаки надвигающейся экологической катастрофы мы ощущаем практически ежедневно. Это и проблемы с питьевой водой, запасы которой быстро истощаются, и радиационные загрязнения местности, и промышленный смог, и лесные пожары, и многое, многое другое.
Мало того, исследования экологов показывают, что экологические проблемы в самом ближайшем будущем выдвинутся на первый план и потребуют для своего решения мобилизации усилий всего человечества. Причем это произойдет не через 50 или 100 лет, а в ближайшие десятилетия.
Мало того, исследования экологов показывают, что экологические проблемы в самом ближайшем будущем выдвинутся на первый план и потребуют для своего решения мобилизации усилий всего человечества. Причем это произойдет не через 50 или 100 лет, а в ближайшие десятилетия.
Так что, образно говоря, «Потоп» будет уже при нас, т.е. при жизни существующего поколения людей. И этот вызов будущего также необходимо осознать уже сегодня. Именно поэтому к проблемам будущего сейчас нельзя относиться равнодушно. Нам не должно быть «все равно». Мы не можем надеяться на то, что все какнибудь само собой образуется. Сегодня это слишком опасно. Нужно поставить дело так, чтобы желаемый образ будущего активно формировался в сознании людей уже сегодня. И этот образ должен быть достойным самого человека. Только при этих условиях можно надеяться на то, что это желаемое будущее и станет для нас реальностью.
Здесь представляется уместным напомнить высказывание Ауреллио Печчеи, организатора и первого президента Римского Клуба — международной общественной организации ученых, которая впервые поставила на системную научную основу проблему исследования будущего и сумела привлечь к этой проблеме внимание мировой общественности.
В предисловии к первому русскому изданию своей книги «Человеческие качества» он писал: «Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке способность видеть, понимать и созидать, направить моральную энергию людей на то, чтобы они сами создавали достойное их будущее».
В предисловии к первому русскому изданию своей книги «Человеческие качества» он писал: «Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке способность видеть, понимать и созидать, направить моральную энергию людей на то, чтобы они сами создавали достойное их будущее».
Эти слова были написаны в 1980 году и являются исключительно актуальными сегодня. Мы должны постоянно помнить, что будущее начинается сегодня и активно действовать для того, чтобы оно осуществлялось наилучшим образом. Эффективным средством для этого должна стать перспективная система образования и воспитания людей будущего, которая сегодня уже формируется не только в России, но и во многих других странах мирового сообщества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий