Пользовательского поиска

четверг, 14 января 2010 г.

Управление развитием фирмы

Стратегические и тактические цели развития фирмы. Понятие “стратегия” вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.


Существует четыре группы:

- Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание - заданием.

- Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктивно-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

- Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.

- Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Стратегии имеют несколько отличительных черт:

- Процесс выработки стратегии не завершается Каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление фирмы.

- Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

- Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.

- В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

- Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

- Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия - средство для достижения цели. Ориентиры - это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

- Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент будут служить фирме ориентирами, а в другой - станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Важную роль в формировании стратегии долгосрочного развития играет высшее руководство фирмы. Однако сама разработка стратегии обычно осуществляется в центральной службе планирования.

Высшим руководством фирмы формируется общая стратегия, распределяется ответственность между исполнителями, координируется проведение мероприятий по реализации стратегических задач.

Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: “снизу вверх” (децентрализованная форма), “сверху вниз” (централизованная форма), во взаимодействии двух вышеназванных направлений.

Принятие стратегических решений методом “снизу вверх” означает, что информация накапливается в производственных отделениях, которые определяют свои цели, стратегии, производственные планы. Стратегические направления в отделениях разрабатываются руководством производственного отделения. В то же время задачи каждого оперативного подразделения и глобальная стратегия фирмы, формируемые на высшем уровне управления, служат руководящей линией для оперативных подразделений, которые на этой основе разрабатывают так называемые оперативные (тактические) планы.

Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся , а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы.

Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом:

- продуктово-рыночная стратегия;
- стратегия маркетинга;
- конкурентная стратегия;
- стратегия управления набором отраслей;
- стратегия нововведений;
- стратегия капиталовложений;
- стратегия развития;
- стратегия поглощения;
- стратегия зарубежного инвестирования;
- стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности;
- стратегия внешнеэкономической экспансии.

В отличие от стратегического, оперативное (тактическое) управление занимается использованием существующей стратегической позиции фирмы с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал фирмы в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.

Как стратегическое, так и оперативное управление для нормального функционирования предполагают создание и поддержание определенной организационной архитектоники, подбора и воспитания кадров. Однако эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на изменения, является гибкой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устойчива к изменениям, нацелена на эффективность. Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям, склоне идти на риск, имеет навыки управления освоением новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.

Концепция стратегии фирмы и уникальность целей. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии фирмы и достижение ее целей. Если у фирмы нет единой стратегии, то не исключено, что различные подразделения выработают разнородные, противоречивые и неэффективные решения. Служба сбыта будет бороться за возрождение прежнего спроса на продукцию фирмы, производственные подразделения - делать амортизацию устаревших производств, а служба НИОКР - разрабатывать новую продукцию на базе старой технологии. Это приведет к конфликтам, задержит переориентацию фирмы и сделает ее работу неритмичной и неэффективной. Может обнаружиться, что переориентация начата слишком поздно, чтобы гарантировать фирме выживание.

Оказавшись перед лицом подобных сложностей, фирма должна решить две чрезвычайно трудные проблемы:
- выбрать нужное направление роста из многочисленных альтернатив, которые трудно поддаются оценке;
- направить усилия многочисленного коллектива в нужное русло.
Ответ на эти вопросы и составляет сущность выработки и реализации стратегии. Именно в такой момент стратегия становится управленческим инструментом, жизненно важным и крайне необходимым. Формулировка четких обоснованных целей имеет большое значение для любой фирмы.

Цели общие отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами. Одновременно с формулированием целей происходит их ранжирование по принципу приоритетности. В качестве примера можно привести следующую довольно типичную схему ранжирования общих целей, выражаемых в количественных показателях или путем формулирования общих направлений политики фирмы.

1. Обеспечение оптимальной рентабельности при имеющимся наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли (размер прибыли, норма прибыли на вложенный капитал или активы, отношение прибыли к акционерному капиталу, к объему продаж); темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли; доход на одну акцию; доля на рынке; структура капитала, цена акций, уровень дивиденда, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества продукции.

2. Обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: техническая политика (расходы на исследования и разработку новых продуктов); потенциал конкурентоспособности (снижение издержек производства, усиление рыночной конкурентоспособности выпускаемых изделий, проектирование новых рынков, организация заграничной деятельности); инвестиционная политика (размер капиталовложений и их направления, в том числе в дочерние предприятия); кадровая политика (обеспечение трудовыми ресурсами. их оплата и обучение, подготовка управляющих, технического персонала и квалифицированной рабочей силы для заграничных дочерних компаний, подготовка местных управляющих на высшие руководящие посты в заграничных филиалах и дочерних компаниях); решение социальных вопросов.

3. Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает: разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния; развитие информационных систем; определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов продуктов и секторов хозяйственной деятельности.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. Среди специфических целей центральное место занимают следующие:

1. Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли. Показателями рентабельности могут служить: уровень прибыли; норма прибыли; ежегодный прирост прибыли; прирост дивидендов на акцию.

2. Другие специфические цели разрабатываются после определения целей по рентабельности и носят характер подцелей. Обычно они устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в соответствующих функциональных областях. В частности, подцели могут включать в себя:

- по маркетингу - достижение определенного уровня продаж в абсолютном выражении или установленной доле продаж на одном или нескольких рынках или их сегментах; диверсификацию продукции и распределение номенклатуры; внедрение новых продуктов, определяемое числом или отношением ко всей выпускаемой продукции; мероприятия по улучшению системы распределения и содействия сбыту; расширение объема предоставляемых технических услуг и услуг по реализации продукции;

- в области научных исследований и разработок - развитие новых продуктов; приспособление традиционных продуктов к требованием конкретных иностранных рынков; повышение качества выпускаемых продуктов; совершенствование технического уровня производства;

- по производству - установление нормативных показателей, обеспечивающих более эффективное использование данным подразделением материальных ресурсов; разработку различных программ: снижения издержек производства и контроля за качеством продукции; производство новой и усовершенствование выпускаемой продукции; размещение производства между отдельными заграничными дочерними компаниями;

- в области финансов - определение структуры и источников финансирования, в частности, долю собственных средств в предполагаемых капиталовложениях на плановый период; использование источников финансирования в принимающих странах для увеличения акционерного капитала дочерних компаний и новых приобретений; разработку конкретных форм и методов перераспределения прибылей, минимизации налогообложения.

3. Цели филиалов и дочерних компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке; рост прибыли и особенно нормы прибыли; “выживание” филиала и его вклад в развитие экономики принимающей страны (открытая продажа акций филиала, рост экспорта, рост доли местного рынка в снабжении филиала сырьем и полуфабрикатами).
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционизирует, информирует о них и стимулирует осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.
 
Общие цели всей фирмы.

 1. Прибыльность может выражаться в различных показателях, таких как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж и в ряде других. В этой области цели могут описываться такими конкретными и специфическими выражениями, как  “увеличить доход на инвестированный капитал до 15% за вычетом налогов в течение 5 лет” или “увеличить прибыль до 6 млн. долл. в течение следующего года.

2. Рынки  также могут быть описаны различными способами, в том числе такими понятиями, как доля рынка, объем продаж (реализации) в денежном или натуральном выражении, рыночная (отраслевая) ниша. В качестве иллюстрации можно привести такие маркетинговые цели, как “увеличить долю рынка до 28%  в течение 3 лет”, “продать 200  тыс. единиц товара в течение следующего года” или “увеличить объем продаж коммерческого сектора до 85% и уменьшить объем продаж военного сектора до 15% в течение следующих двух лет”.
3. Производительность (эффективность) может быть выражена отношением входа к выходу (например, “увеличить количество единиц продукции до “х” на одного рабочего за 8-часовой рабочий день”). Эти цели можно также выразить в виде издержек на единицу продукции.

4. Продукция, кроме показателей объема продаж или прибыльности по отношению к изделию или ассортименту изделий, может быть отображена, например, в таких целях, как “ввести такое-то изделие в наш ассортимент товаров средней стоимости в течение двух лет” или “снять с производства резиновые изделия к концу следующего года”.

5. Финансовые ресурсы. Цели в отношении них могут быть выражены различными способами в зависимости от фирмы, например, структурой капитала, новыми выпусками обычных акций, движением денежной наличности, оборотным капиталом, выплатой дивидендов и периодом инкассации.

6. Производственные мощности, здания и сооружения можно описать с помощью таких показателей, как  квадратные метры, постоянные затраты, единицы продукции и многие другие измеряемые величины.

7. Исследования и внедрение новшеств  могут быть выражены в долларах, так же как и в других показателях, например, “разработать двигатель в диапазоне цен (указать) с коэффициентом выбросов менее 10% в течение 2 лет при издержках, не превышающих 150 тыс. долл.”.

8. Организация - изменения в структуре или деятельности - может выражаться любым количеством целей, таких как “разработать и внедрить матричную организационную структуру в течение 2 лет” или “создать региональное бюро на юге страны к концу следующего года”.

9. Человеческие ресурсы могут быть количественно выражены  в виде показателей невыходов на работу, опозданий, количества жалоб, часов профессионального обучения, например, “снизить число прогулов до уровня ниже 4 % к концу следующего года” или “осуществить 20-часовую программу подготовки руководящих кадров без отрыва от производства для 120 руководителей низшего звена к концу 19..... года при издержках, не превышающих 200 долл. на одного обучающегося”.

10. Социальная ответственность может быть выражена целями в форме видов деятельности, стажа работы и финансовых взносов. Примером может служить цель: “принять на работу 120 длительно безработных в течение следующих 2 лет”.

Ситуационный анализ в стратегии. Планирование как функция управления фирмой. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Модели процесса стратегического планирования представляют различную степень агрегирования и дезагрегирования отдельных этапов. На рис.     представлена схема про-цесса стратегического планирования.














Миссия и цели

Анализ
внешней среды

Анализ сильных и слабых сторон






Оценка стратегии

Управление реализацией стратегии

Анализ альтернатив и выбор стратегии

Рис. 9.     Схема процесса стратегического планирования.

Этапы, выделенные на рисунке, составляют собственно процесс планирования стратегии. Последовательность процесса стратегического планирования выглядит достаточно просто. Но эта простота кажущаяся, так как вследствие наличия обратных связей между разными этапами работа над каждым из них может повторяться несколько раз, а их очередность только показывает последовательность начала каждого этапа. Сложность процесса планирования определяется и содержанием каждого этапа, требующего проведения большого объема исследовательской работы.
Миссия и цели организации. Выбор миссии и целей организации является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы, так как  в целом она выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными (см. таблицу)

Таблица 1. Примеры формулировки миссии


 Организация

Миссия


1.  Коммерческий банк
Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.
2. Ювелирно-художественная
    фирма
Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком.


3. Госпредприятие, опытно-
     конструкторское бюро

Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду.
4. Компания, производящая
    оборудование для офисов
Наша цель - это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда.

5. Инвестиционная компания
Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста.

 Анализ внешней среды. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет фирме своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Исследование внешних факторов позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации.

1. При анализе экономических факторов рассматривают темпы инфляции (дефляции), налоговую ставку, международный платежный баланс, уровень занятости населения в целом и в отрасли, платежеспособность предприятий.

2. При анализе политических факторов надо следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами, протекционистской таможенной политикой, направленной против
третьих стран, нормативными актами местных органов власти и центрального правительства, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.

3. Рыночные факторы включают многочисленные характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы организации. Здесь исследуют изменение демографических условий, уровень доходов населения и их распределение, жизненные циклы различных видов товаров и услуг, уровень конкуренции в отрасли, долю рынка, занимаемую организацией, емкость рынка и защищенность его правительством.

4. Руководство фирмы обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию фирмы. Анализ технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструктивных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.

5. Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства фирмы за деятельностью конкурентов. Суть анализа можно свести к поиску ответов на следующие вопросы: Что движет конкурентом? Что он делает? Что может сделать? В анализе конкурентов выделяют четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов; оценка их текущей стратегии; оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли; изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы.

7. Анализ международных факторов приобрел важное значение для отечественных фирм после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. С учетом международных факторов внешней Среды стратегия фирмы может быть направлена на поиск защиты у правительства против иностранных конкурентов, укрепление внешнего рынка или на расширение международной активности.

Анализ сильных и слабых сторон организации.  Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон фирмы и в зависимости от поставленной задачи может быть методически простым или более сложным. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также организационную культуру и имидж организации.

В специальной литературе подробно излагаются методики исследования маркетинговых проблем, финансов, производства и т.д. Здесь мы приведем лишь показатели, которые используются для исследования функциональных зон организации, и некоторые их особенности.

При анализе функций маркетинга выделяют семь важнейших элементов исследования:
- доля рынка и конкурентоспособность;
- разнообразие и качество ассортимента;
- рыночная демография;
- рыночные исследования и разработки;
- предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
- сбыт, реклама, продвижение товара;
- прибыль.

Финансы (бухгалтерский учет).  Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные слабости фирмы. Как правило, анализ финансового состояния проводится методом финансовой ревизии.

Производство.  Методика анализа производственной функциональной зоны организации существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства.

Вот некоторые ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответ входе анализа сильных и слабых сторон производственной функциональной зоны:
- Может ли фирма производить свои товары и услуги с меньшими издержками по сравнению с конкурентами?
- Имеет ли организация доступ к новым материалам? Зависит ли она от единственного поставщика или у нее есть выбор?
- Каково оборудование фирмы? Является ли оно новым и хорошо ли обслуживается?
- Рассчитана ли система закупок на снижение материальных запасов и ускорение реализации продукции? Имеются ли на фирме механизмы контроля над входящими материалами, их движением в производстве и выходящими изделиями?
- Может ли организация обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать ее конкуренты?
- Обладает ли организация эффективной системой контроля качества продукции?
- Насколько хорошо организован и спланирован процесс производства? Можно ли его улучшить?

Персонал (людские ресурсы). При анализе функции человеческих ресурсов рекомендуется ответить на ряд вопросов:
- Как вы охарактеризуете тип сотрудников, работающих в настоящее время на фирме и что от них потребуется в будущем?
- Какова компетентность и подготовка высшего руководства организации?
- Есть ли план преемственности руководящих должностей?
- Имеем ли мы эффективную и конкурентную систему вознаграждения?
- Эффективно ли мы используем подготовку и повышение квалификации руководящих кадров?
- Имелись ли случаи ухода из фирмы ведущих специалистов в последние годы и почему?
- Функционирует ли на фирме система оценки работы персонала и когда такая оценка проводилась последний раз.

Организационная культура и имидж организации. Культура не является изначально заданной, предопределенной. Она - результат общественных взаимодействий, - передается и поддерживается главным образом через обучение. Культура внутри организации проявляется через поведение. Многие модели поведения, составляющие культуру, легко усваиваются через стратегии, планы и процедуры.

Имидж организации как внутри, так и вне ее, определяется тем впечатлением, которое создается с помощью сотрудников, клиентов и общественным мнением в целом. Это впечатление помогает организации длительное время сохранять клиентов. Опыт внедрения стратегического планирования и управления показал, что успех стратегического планирования на фирме больше зависит от общей культуры среды, в которой оно осуществляется, чем от конкретных методов планирования. Культура и имидж фирмы подкрепляются или ослабляются ее репутацией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий