Пользовательского поиска

понедельник, 5 июля 2010 г.

Эффективность образования с точки зрения метода «производственных требований»

Наряду с теорией «человеческого капитала» в 70-х гг. существовала альтернативная трактовка роли образования, получившая большое практическое распространение, - так называемый метод «производственных требований», основанный на оценке тех требований, которые предъявляет производство к той или иной профессиональной группе работников, сравнении требуемого и фактического уровней образования по каждой специальности и определении, насколько фактическая подготовка отстает или опережает требования производства.
Метод «производственных требований» применялся в исследованиях американских ученых Дж. Сковилла, А. Берга, Л. Ульмана и других.

Оценка эффективности образования с точки зрения метода «производственных требований» проводится на основе измерения степени соответ-ствия факторов производства. Метод «производственных требований» определяет эффективность образования независимо от того, как оно влияет на заработки. Если образование не коррелируется с заработком, но соответствует техническим условиям производства, то с точки зрения метода «производственных требований» снижения его эффективности не происходит. Если функции образования выходят за рамки требований производства, то при известном отставании последнего образуется отно-сительный избыток образования. Тем самым эффективность образования может снижаться независимо от уровня подготовки, в результате его не-доиспользования на производстве.

Применение этого подхода в оценке эффективности образования можно рассматривать как основу для определения потерь, которые несет общество в результате диспропорций между требованиями производства и имеющимся образовательным потенциалом работников. С его помощью выясняется также, по каким специальностям существует избыток, а по ка-ким дефицит рабочей силы с данным уровнем образования, определяется, какая часть экономически активного населения используется в соответст-вии с полученным образованием и что надо предпринять, если эта про-порция нарушена.

Среди методов оценки степени соответствия образовательного по-тенциала требованиям производства наиболее известны три основных: экономико-социологический, экспертный, экономико-статистический.

Экономико-социологический метод предполагает выявление имею-щихся несоответствий на основе оценок самими работниками своего уровня образования и выполняемой работы.
Экспертный метод строится на сравнении достигнутого уровня об-разования рабочей силы с «требуемым» для выполнения данного вида работы по сложности. Требуемый уровень образования оценивается в баллах, уровень достигнутого образования -
в годах обучения. Достоверность выводов анализа с помощью балльных оценок уровня образования зависит от того, какую систему соответст-вий между балльными оценками и годами образования избирает экс-перт.

И, наконец, экономико-статистический метод предполагает соотне-сение фактического образования отдельных работников с медианным образовательным уровнем тех профессий, к которым они принадлежат. Наличие образования, превышающего медианное число лет обучения в профессии, рассматривается как признак качественного недоиспользо-вания работника.

Метод «производственных требований» имеет ряд ограничений для более широкого практического применения в качестве метода оценки факторов производства.
Во-первых, его проведение требует значительной подготовительной работы, в том числе оценку степени соответствия образования требованиям производства. Во-вторых, этот «метод» исходит из предположения, что система производства жестко определяет уровень подготовки работ-ников для выполнения той или иной работы. В действительности в пределах каждой специальности существует достаточно широкий диапазон уровней образования работников. В-третьих, он никак не учитывает различия в качестве обучения. И, наконец, метод «производственных требо-ваний» в известном смысле статичен, поскольку не учитывает динамич-ные изменения в профессиональной структуре кадров, а лишь ориентиру-ется на изменения образовательной структуры, что не совсем соответст-вует реально протекающим процессам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий