Основными положениями этой концепции являются: справедливое и надлежащее вознаграждение за труд; наличие безопасных и здоровых условий труда; возможность развивать способности в процессе труда и самореализовываться; производственная демократия и правовая защищенность работника; возможность профессионального роста и формирования карьеры; получение социально значимого места работы.
Справедливое вознаграждение за труд означает соотнесение оплаты данного и других видов труда, которое достигается прежде всего путем аналитической оценки работы, включающей все требования, предъявляемые к ней: профессиональную подготовленность и опыт ра-ботника, степень его ответственности, условия труда. При этом учитывается соотношение спроса и предложения на рынке труда по отдельным занятиям, а также сложившиеся в обществе представления о справедливой оценке труда тех или иных профессий. Надлежащее вознаграждение за труд связывается с тем, насколько получаемый работниками доход соответствует принятым в обществе стандартам благосостояния, а также представлениям самого работника об уровне жизни. В последние десятилетия в это понятие все чаще включается и обеспечение определенного уровня социальных вы-плат и льгот, без которого не может быть достигнут более высокий уровень потребления.
Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд следует рассматривать не только как основное условие обеспечения воспроизвод-ства рабочей силы, но и как фактор трудовой мотивации, на основе ко-торого осуществляется развитие более высоких человеческих потребностей.
В концепции «качество трудовой жизни» особое место занимают вопросы создания безопасных и здоровых условий труда. Все дело в том, что человеческий потенциал не может быть реализован в полной мере, если физические и химические факторы на производстве небла-гоприятны и человек испытывает страх и беспокойство за свое здоровье и безопасность.
Эта концепция также определяет и основные условия развития личности работника, возможности его самовыражения и самореализации. Современному производству необходим мыслящий работник широкого профиля, готовый переключаться на решение но-вых производственных задач, возникающих в связи с регулярным об-новлением оборудования, технологии, видов продукции, обладающий широким диапазоном общекультурных, духовных, нравственных и социальных качеств.
Значительное место в концепции занимают вопросы создания условий для профессионального роста работников. Обычно работник приобрета-ет трудовые навыки в течение нескольких недель или лет, затем через не-которое время достигает «пика» в своей профессии или карьере, а в даль-нейшем перспективы его сужаются, так как полученные знания и умения устаревают. Это вызывает у него неудовлетворенность своей производственной деятельностью, снижает трудовую отдачу. Поэтому повышение качества трудовой жизни предполагает постоянное развитие работника, т.е. создание возможностей для профессионального роста и обновления зна-ний. При назначении на должность заранее планируется будущее повышение квалификации и переподготовка, создаются условия для продвижения по службе, признания профессиональных успехов работника в глазах коллектива, семьи и даже общества в целом, формируется чувство уверенности по отношению к своей занятости и доходу, поскольку страх потерять работу и источник дохода снижает эффективность реализации профессиональных возможностей.
Многие работники крайне отрицательно воспринимают административный диктат, авторитарный стиль управления, несправедливое отношение со стороны руководителей. Поэтому одним из главных направлений повышения качества трудовой жизни являются выработка средств и методов устранения или смягчения бюрократических форм управления трудом, создание таких условий, при которых сами работники приводят свои ценностные установки в соответствие с целями деятельности предприятия. Участие рабочих в принятии управленческих решений, определенная организационная самостоятельность дают возмож-ность более полно использовать потенциал каждого человека. При должной постановке дела предприниматель и его управляющие, не теряя контроля над предприятием, освобождают себя от ряда второстепенных функ-ций, которые начинают выполняться рядовыми работниками. Именно в переходе от жестких авторитарных форм управления трудом к гибким коллективным формам, расширении для каждого работника возмож-ностей участия в управлении и заключается суть производственной демократии.
Производственная демократия предполагает реализацию ряда прин-ципов. Прежде всего, место работника на производстве, оплата его труда должны определяться по способностям и результатам труда. Не-обходимо исключить проявление дискриминации по тому или иному признаку (пол, возраст, политические убеждения, национальность, об-раз жизни и пр.), а также резкую социальную стратификацию в трудовом коллективе; развивать у работника чувство принадлежности к трудовому коллективу, стремление к взаимопомощи, гордости за свою фирму.
Производственная демократия требует также правовой защищенности работника на предприятии, т.е. определенных гарантий, таких как право на тайну личной жизни, свободу слова и др. Это означает, в частности, что администрация не должна иметь или собирать информацию о поведе-нии работника за пределами предприятия или о жизни его семьи; работ-ник может открыто выступать против мнения вышестоящих руководите-лей без боязни подвергнуться преследованиям или увольнению за крити-ку; все дела с работниками предприятия должны вестись согласно закону, а не по произволу администрации; для всех работников устанавливаются равные возможности при решении трудовых вопросов.
В системе повышения качества трудовой жизни большое значение придается организации условий на рабочих местах. Трудовая дея-тельность может иметь положительное или отрицательное воздействие на другие стороны жизни человека. Например, продолжительные сверхурочные работы могут отрицательно повлиять на семейную жизнь, отношения с друзьями, знакомыми, разрушить привычный об-раз жизни. Поэтому труд, карьера, командировки не должны осуществ-ляться за счет сокращения отдыха или времени, уделяемого семье и друзьям.
Важным условием повышения качества трудовой жизни является осознание общественной полезности выполненного труда, с которой тесно связано и понятие общественной ответственности. Ра-ботник должен знать, что его фирма ответственно относится к делу, за-нимает общественно правильную позицию, своей деятельностью спо-собствует общему благу.
Практика реализации концепции «качество трудовой жизни» связа-на с разработкой соответствующих форм и методов рационализации труда и активизации человека на производстве, которые можно пред-ставить в виде системы взаимосвязанных специальных программ. В их числе такие программы, как:
- программы рационализации и модернизации технико-технологического базиса, основанные на комплексной механизации и автоматизации производства, вытеснении конвейера, широком использовании информационных технологий, производственной ротации ра-ботников, обогащении содержания труда и др.;
- программы вовлечения работников в управление производством: полуавтономные и автономные рабочие бригады, «кружки качества» и т.д.;
- программы профессионального развития рабочей силы и должност-ного продвижения;
- программы материального стимулирования: участие в прибылях, владение акциями своего предприятия и др.;
- программы нетрадиционных форм организации труда и рабочего времени: неполный рабочий день, гибкий график рабочего дня, надомный труд и др.
Программы повышения качества трудовой жизни (хотя и не всегда под этим названием) широко распространены во многих отраслях промышленности. Их основная цель - гуманизация труда, которая является важнейшим фактором социального и экономического прогресса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий