Численность пенсионеров по инвалидности, состоящих на учете в органах социальной защиты РФ, составила на 01.01.98 г. 8,9 млн. чело-век и увеличилась по сравнению с 1994 г. на 56,8 %. При этом более половины впервые признанных инвалидами находятся в трудоспособ-ном возрасте. А это означает, что для какой-то части из них существует проблема занятости и получения дохода от трудовой деятельности. Од-нако в настоящее время значительно сократилось число занятых инва-лидов, обострилась проблема их трудоустройства и профессиональной реабилитации. Удельный вес работающих инвалидов в общей численно-сти инвалидов с 1992 по 1998 г. уменьшился с 16,6 до 13,3%. На 01.01.1998 г. число занятых инвалидов составило 1184 тыс.
Снижение занятости инвалидов обусловлено как общими экономическими и финансовыми проблемами предприятий, так и спецификой инвалидной занятости. Резко сократилось число рабочих мест на предприятиях, применяющих труд инвалидов, которые, как правило, создавались во вспомогательных цехах больших, чаще всего оборонных предприятий. В последнее время эти предприятия оказались в кризисном состоянии, работодатели под любым предлогом стремятся отказать в приеме на работу людям, страдающим какимилибо нарушениями здоровья. Не стимулируют работодателей даже льготное налогообложение и другие меры.
В результате этого наблюдается высокий уровень безработицы инвалидов по сравнению с другими категориями безработных. Среди инвалидов он возрос в среднем почти в 3 раза, а именно: на 01.01.1994 г. – 15,5%, 01.01.1996 г. – 48,5%, 01.01.1997 г. – 48,6%. В течение 1997 г. около 40 % безработных инвалидов было трудоустроено; инвалиды составляют более 3% от общего числа официально зарегистрированных безработных, из них 89 % назначено пособие по безработице.
В связи с этим одной из важнейших государственных гарантий по социальной защите для этих граждан является содействие их занятости.
В Законе РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ноябрь 1995 г.) определены система гарантированных государством мер, направ-ленных на создание условий, обеспечивающих инвалидам равные с дру-гими гражданами возможности участия в общественной, экономической, политической, социальной и иных сферах жизни,
а также их права и права, обязанности и ответственность работодателей по обеспечению занятости и условий труда инвалидов.
Закон о социальной защите инвалидов дает дополнительные гарантии занятости, которые благодаря специальным мерам, позволяют повысить уровень их защищенности на рынке труда и включают:
- проведение льготной финансово-кредитной политики, способствующей созданию и эффективному функционированию специализированных предприятий, использующих труд инвалидов;
- установление квоты специальных рабочих мест для инвалидов;
- резервирование отдельных видов работ и профессий, наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов;
- стимулирование создания дополнительных рабочих мест для инвалидов;
- создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Во многих регионах РФ работа с инвалидами проводится в рамках разработанной Программы реабилитации и обеспечения занятости инвалидов, предусматривающей медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию инвалидов и комплекс мер по содействию занятости. В реализации данной программы, проведении различных форм работы с инвалидами, оказании им эффективной адресной социальной помощи участвуют и активно сотрудничают центры занятости населения, организации социальной защиты, здравоохранения, образования, общественные организации инвалидов, работодатели.
Для снижения уровня безработицы среди инвалидов служба за-нятости проводит специальную работу по следующим направлени-ям: профориентация и психологическая поддержка безработных и не-занятых инвалидов; обучение на специализированных учебных местах по специальностям в соответствии с индивидуальной программой реа-билитации; привлечение инвалидов к участию в общественных рабо-тах; оказание помощи в организации самозанятости; содействие трудо-устройству инвалидов на обычных и специализированных предприяти-ях и др.
Местные и федеральные органы власти создают сеть реабилитационных учреждений государственной службы реабилитации инвалидов, а также способствуют развитию негосударственных учреждений и фондов, специализирующихся в различных направлениях реабилитационной деятельности на основе индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является центральным элементом реабилитационной системы, поскольку представляет собой комплекс реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер по восстановлению нарушенных или утраченных функций организма, а также способностей к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации носит для инвалидов рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, но в то же время является обязательной для исполнения соответствующими органами власти, а также теми или иными организациями, учреждениями, службами.
Индивидуальная программа реабилитации лежит в основе обеспечения многих жизненно важных для инвалидов услуг - получения общего и специального образования, создания условий труда и отдыха на производстве, признания инвалидов безработными и их трудоустройства.
Занятость лиц с ограниченными возможностями предполагает их профессиональную реабилитацию и трудоустройство.
Профессиональная реабилитация инвалида - это многопро-фильный комплекс восстановления его трудоспособности в благо-приятных для его состояния здоровья условиях труда:
- на прежнем рабочем месте или новом по прежней специальности;
- профессиональная подготовка с учетом прежних профессиональных навыков или обучение новой специальности;
- адаптация инвалида к такой трудовой деятельности, которая бы существенно не влияла на его материальное обеспечение, а рассматривалась как гуманитарная помощь.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает: экспертизу потенциальной профессиональной пригодности, профориентацию, профподготовку, трудоустройство.
Потенциальная профессиональная пригодность инвалида - это совокупность таких способностей к выполнению определенной профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы в конкретных условиях.
Потенциальная профессиональная пригодность инвалида обусловлена, с одной стороны, его психофизиологическим и социально-экономическим статусом, с другой - возможностью общества создать инвалиду условия для получения общего и профессионального образования и предоставить ему рабочее место.
Экспертиза потенциальной профессиональной пригодности инвалида - это комплексная оценка ограничений трудоспособности инвалида, а также выявление факторов, вызывающих эти ограничения, и определение мер, способствующих их компенсации или замещению. Экспертиза должна проводиться на основе комплексного анализа психофизиологических данных человека, его личностных установок на труд (обучение), профессиографических характеристик вакантных рабочих (учебных) мест.
В зависимости от степени ограничения трудоспособности различают лиц:
- неспособных выполнять какие-либо виды трудовой деятельности;
- остаточная трудоспособность которых не обеспечивает им экономической самостоятельности;
- трудовая деятельность которых обеспечивает им экономическую самостоятельность, но ограничена определенным кругом профессий и условий труда, за пределами которых возникает повышенный риск неблагоприятного исхода и нарушения здоровья.
Профессиональная ориентация инвалидов предполагает обоснованный выбор профессии, наиболее соответствующей их индивидуальным возможностям, интересам, чертам личности, а также наиболее эффективных форм обучения и дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии. Если для здорового человека профориентация означает в будущем достижение высокой результативности его труда, успешной профессиональной деятельности, то в отношении инвалида она прежде всего предусматривает адаптацию его к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма.
Основным принципом в работе по профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями является обращение к их личности через установление с ними партнерских отношений. С одной стороны, имеет большое значение при выборе профессии профессиональное самоопределение, и поэтому активная позиция человека в решении этой конкретной жизненной проблемы должна не только поощряться, но и формироваться с помощью психокоррекционных мер.
С другой стороны, следует уделять внимание формированию и со-хранению положительной трудовой мотивации, вносить коррективы в самооценку с учетом реальных возможностей человека. Для этого не-обходимо прибегать к совместному обсуждению позитивных и нега-тивных сторон принятого решения. Иногда, как исключение, можно позволить человеку использовать метод «проб и ошибок», чтобы на практике убедить его в правильности того или иного совета или реко-мендации.
Профессиональная подготовка на различных уровнях и дополнительное образование инвалидов, как и других граждан, осуществляется на условиях, определенных законодательством РФ об образовании.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях профессиональной подготовки, могут создаваться специальные (федеральные, региональные, муниципальные) образовательные учреждения различных типов и видов.
Инвалидам обеспечиваются специальные условия в соответствии с индивидуальными программами реабилитации на период их обучения, которые состоят в следующем: приспособлении помещений, мебели, оборудования и т.п. к требованиям безбарьерной архитектуры; адаптации программ обучения к психофизическим особенностям инвалидов; педагогической корректировке учебного процесса; введении различных форм обучения, включая индивидуальную.
Профессиональная подготовка инвалидов в специальных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе учебных программ, адаптированных для обучения данной категории учащихся. Представляется недопустимым введение особых стандартов, как это наблюдается в настоящее время, для инвалидов с сохраненным интеллектом.
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями предполагает наличие рабочего места потенциально пригодного для них по состоянию здоровья, соответствующего чертам личности, профессиональной подготовке и т.п.
Для инвалидов используются рабочие места на предприятиях общего типа, т.е. предназначенные для здоровых работников, а также специализированные рабочие места как на специализиро-ванных предприятиях, так и на предприятиях со специально соз-данными условиями труда (особым режимом труда, неполной за-нятостью, льготным нормированием
и оплатой труда и др.).
Из общего числа работающих инвалидов в 1998 г. на предприятиях общего типа было занято 78 % и только 22 % - на предприятиях со спе-циальными рабочими местами, занятость на которых продолжает со-кращаться из-за тяжелого экономического и финансового положения этих предприятий.
Кроме специализированных предприятий и предприятий общего типа инвалиды имеют возможность трудиться на предприятиях общественных организаций инвалидов - Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых. Так, на 68 учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих работает 18 тыс. человек, в том числе более 60 % инвалидов по слуху. Несмотря на экономические и финансовые трудности, именно за счет этих предприятий удается поддерживать занятость инвалидов.
Специальное рабочее место для инвалидов требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технической и организационной оснастки, дополнительной оснастки и обеспечения инвалидов вспомогательными приспособлениями, учитывающими их индивидуальные возможности.
Кроме того, работающим на данном рабочем месте предоставляется возможность применять гибкий индивидуальный график работы (не более чем в две, одну смену и без ночных), снижаются нормы выработ-ки соответственно уровню трудоспособности человека, предоставляет-ся дополнительный перерыв на отдых. При ухудшении самочувствия устанавливается индивидуальный режим работы: временно удлиняется перерыв, изменяется время начала и окончания работы.
На специальном рабочем месте инвалиду предоставляется также возможность планировать выпуск продукции в соответствии с его психофизиологическими возможностями, с учетом пониженной трудоспособности работающего и с акцентом на ритмическую трудовую нагрузку.
Минимальное количество специальных рабочих мест устанавливается местными органами власти для каждого предприятия в отдельности с учетом ситуации, складывающейся на региональном рынке труда.
В случае, если рабочие места созданы за счет работодателей, местные органы власти предоставляют им налоговые льготы, льготные тарифы на коммунальные услуги или оказывают иные формы содействия, что стимулирует других работодателей к подобным действиям.
Для инвалидов, состояние здоровья которых не позволяет им трудиться на предприятиях общего типа или на специально созданных рабочих местах, создаются специализированные предприятия. Эти предприятия имеют существенные льготы: налоговые; кредитные; по аренде помещений и иным аспектам их деятельности.
ВЫВОДЫ
- В России формируется самостоятельная, разветвленная и многопрофильная система социальной защиты экономически активного населения.
- Среди приоритетных направлений социальной защиты работающих по найму важное место занимает организация служб содействия занятости, поддержка благосостояния занятых и безработных, сохранение здоровья, повышение квалификации.
- К настоящему моменту созданы лишь некоторые предпосылки системы социальной защиты трудящихся, адекватной рыночной эко-номике: организована и действует служба содействия занятости; осуществляются меры по воссозданию реабилитационной системы для инвалидов, желающих трудиться, и системы контроля за усло-виями труда на предприятиях; предпринимаются попытки организо-вать систему повышения квалификации и переподготовки на новых принципах адаптационного обучения; образованы специальные соци-альные фонды - социального страхования, занятости и др.
- Для переходного периода важны коренные изменения всей системы социальной защиты трудящихся и каждого звена в отдельности; ее приспособление к новым экономическим отношениям; определение новой роли, прав и обязанностей основных субъектов рынка труда - наемных работников, работодателей, государства и тех институтов, которые выполняют функции социальной защиты населения; выделение основных видов и форм социальной защиты как самостоятельных подсистем; определение основных принципов и источников финансирования; формирование инфраструктуры социальной защиты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий